В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) В ОКТЯБРЕ 2020 ГОДА БЫЛА УСТАНОВЛЕНА БИЛЕТНАЯ СИСТЕМА «СУПЕРБИЛЕТ-МУЗЕЙ»

В октябре 2020 года в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии была установлена Программа для продажи билетов (Билетная система) «СУПЕРБИЛЕТ-МУЗЕЙ». Конфигурация установленной Программы позволяет продавать, как входные билеты, так и билеты на мероприятия (с местами). Кроме этого, расчёт с посетителями музея ведётся с применением контрольно-кассовой техники (онлайн касса), согласно 54 ФЗ. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты. Подсистема «КИОСК», входящая в состав установленной Программы, позволяет создать базу данных сувенирной продукции, а также вести её продажи и учёт отдельно от продажи билетов. Установленная Программа «СУПЕРБИЛЕТ-МУЗЕЙ» делает возможным коррекцию суммы возврата денежных средств за проданные билеты в зависимости от срока их продажи, что немаловажно в период пандемии covid-19. Кроме этого, Программа может продавать абонементы и в ближайшей перспективе осуществлять онлайн продажи билетов с сайта музея. И это ещё не всё… В условиях пандемии covid-19, а также при наличии нескольких точек прохода в музей, важен дистанционный контроль за входящими посетителями с приобретёнными билетами и ваучерами (электронными билетами). Для это в состав Программы для продажи билетов «СУПЕРБИЛЕТ-МУЗЕЙ» входит программный Модуль «Сканер Wi-Fi», который позволяет сканировать билеты и ваучеры специальными приборами — сканерами, либо применять для сканирования смартфоны с установленным Приложением: «Мобильный сканер». Данные программные продукты в разы повышают уровень эпидемиологической безопасности, делают проход в музей быстрым и комфортным, как для посетителей, так и для сотрудников музея.

Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР и открыт 15 ноября 1932 года в здании Казанского собора Санкт-Петербурга. Музей истории религии создавался как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, религиозного искусства. Со дня основания музея его сотрудники создавали экспозиции и выставки, хранили многие памятники религиозной культуры, вели исследовательскую работу по их изучению. С 1932 по 1944 года – проходил этап становления Музея исто­рии религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы.

К 1941 году Музей сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII — XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. 

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Второй этап истории Музея  (1944 – 1960) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции», «Религии Китая», «Естествознание и религия», многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954 – 1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го года Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач. С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. Музей стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры РФ. В мае 1991 года Музею было передано здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. Музей переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя. Задача сотрудников Музея – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений, а рассказ об истории и культурных традициях различных народов, воспитание уважения к их религиозным взглядам, воспитание культуры осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.